Потянуло на любимое, из детства. Стала рыться по сайтам, просто так.
Упёрто тут:
fierstein.livejournal.com/28370.html
Волков и Баум
Волков и Баум – антиподы.
Баум – фантаст, великолепный фантазёр. В одной его сказке больше фантазии, чем во всём семикнижии Волкова. Тут и шесть солнц, и люди-растения, и невидимые котята, и деревянные чудовища, чьи крылья крепятся к спине крючками и снимаются на ночь, и фабрикант шорохов... Через эту страну чудес идут герои – из точки А в точку B, время от времени преодолевая несложные препятствия, то взаимодействуя с повстречавшимся дивом, то просто проходя мимо.
У Волкова фантазия скудная. В поисках чудесного он то и дело обращается к технике: механические мулы, механические люди, волшебный телевизор, инопланетяне... Выдумки его бескрылы. Зато у героев Волкова есть характеры. Конечно, простенькие – детская сказка не роман – но они есть.
Про персонажа Баума невозможно сказать, труслив он или храбр, скучен или весел, умён или глуп. У Волкова Фред мужествен, Ментахо хитёр, Баан-Ну чванлив, Урфин угрюм.
У Баума мы запоминаем чудеса, у Волкова – персонажей.
Это, почитай, две разные ветви фантастики. В одной делается упор на характеры, ситуации и сюжет. В другой – на фантазию и воображение сочинителя.
Первая ветвь неизмеримо более популярна и всё развивается. Но такая фантастика всегда будет оставаться только огузком "реализма".
Вторая ветвь могла бы стать полноценной литературой, не уступающей "реализму". Но она не развита.
_____________
За Баума даже браться не тянет. Волкова могу перечитывать до посинения.
Между книгами --куча различий. Даже направление движения вглубь страны -- Дороти идёт с востока на запад, Элли --с запада на восток. В упор не помню, что --восток или запад-- в психоанализе означает Ид, но даже если просто так вдуматься--Элли уходит к свету, а Дороти --в темноту...жжуть.
И-таки да, я за Волкова.